Достопримечательности Самары

Самые интересные достопримечательности

Самолет

Как символ города - воен­ной столицы, стоит на пере­крестке Московского шос­се и Кировского проспекта Само­лет. В годы войны он поднялся в небо и устремился на фронт. Был сбит на Карельском перешейке. Идея выставить в качестве памят­ника реальный самолёт ИЛ-2 - труженика Великой Отечествен­ной войны возникла на Авиацион­ном заводе у ветеранов. Поиск фронтового штурмови­ка поручили ветерану завода Евгению Андреевичу Капустнику и будущему заведующему завод­ским музеем Валерию Григорье­вичу Быкову. Задача разыскать ИЛ-2 оказалась делом отнюдь не простым, за помощью обра­тились к командованию ВВС. Осенью 1970 г. было получено донесение: тракторист Ковского леспромхоза в болоте обнару­жил останки самолёта ИЛ-2. Дерево сгнило, все железные части покрыты ржавчиной. В извлечении останков самолёта участвовали заводчане, авиато­ры подразделений Ленинград­ского военного округа, жители местных городов и сел, желез­нодорожники, ветераны штур­мовой авиации. Восстановили и историю именно этого самолёта. Он был испытан заводским лёт­чиком-испытателем, Героем Советского союза Константином Рыковым, после чего передан в 828-ой штурмовой авиационный полк на Карельский фронт. Командиром данного самолета был Константин Михайлович Котляровский, стрелком-радис­том Мухин Евгений. Стрелок погиб, а командир ещё долго воевал на фронтах войны. Штур­мовик привезли в Куйбышев в полуразваленном состоянии. И каждому ветерану завода дума­лось, что именно он создавал эту машину - собирал, клепал, устанавливал вооружение или двигатель. Когда, восстановленный зано­во самолет ИЛ-2 везли от завода № 18 до места его установки на перекресток, то, казалось весь город выстроился вдоль нынеш­него проспекта Кирова и со сле­зами на глазах люди приветство­вали - этого ГЕРОЯ военных лет ИЛ-2, вернувшегося с поля боя через много лет. Выступивший на митинге-открытии памятника, летчик первого класса подпол­ковник запаса К.М. Котляровский сказал: «...Завод выпускал пре­красные машины. За время вой­ны я не помню случая отказа в воздухе двигателя или системы самолета Ил-2». Авторы памятника: скульптор И.Б. Федоров, архитектор А.Г. Моргун.