Самые интересные достопримечательности
«Неофициальная космическая столица» (Музей "Самара - космическая")
12 апреля 1961 года голос Левитана известил мир о выводе космического корабля с человеком на борту на околоземную орбиту. Мир замер в восхищении, а потом взорвался ликованием. ЮРИЙ ГАГАРИН - стал символом победы человеческого разума. Исполнилась извечная мечта человечества! Не было сообщений в местных СМИ, но горожане знали, что самолет с первым космонавтом земли приземлился на аэродроме завода "Прогресс", что Гагарин отдыхает на 1-ой просеке в гостевом домике. Город, как и вся страна, а может и чуть больше, понимая свою сопричастность к происходящему, радовался и гордился. В кинохронике, далеких лет, сохранились кадры, поистине символические. Основоположник космонавтики как науки К.Э.Циолковский едет на велосипеде. "Дукс". При всем своем даре предвидения, не мог предположить Циолковский, что меллеровской мастерской "Дукс" предстоит стать Самарским заводом "Прогресс", на котором изготовят две ступени ракеты-носителя "Восток" и вынесет она космический корабль с первым в мире космонавтом на околоземную орбиту. Что ж, история любит устраивать такие вот неожиданности. И быть бы Самаре, с ее эвакуированными в годы войны из Москвы и Воронежа двумя авиагигантами №1 и №18, крупнейшим в стране поставщиком крылатой техники, если бы не Постановление Правительства от 02.01 1958 года об организации серийного выпуска межконтинентальных баллистических ракет на базе завода №1. В феврале 1958 года Главный конструктор Сергей Павлович Королев отправляет в командировку на завод №1, ныне завод «Прогресс», своего представителя Дмитрия Ильича Козлова для организации конструкторского сопровождения производства ракеты Р-7. Командировка оказалась длиной в жизнь. В сознание людей внедрялся качественно новый подход к "космической" работе. Авиационная техника - это техника многоразового использования. С ракетой - все иначе. Здесь команда "пуск" - как приговор, не подлежащий обжалованию В Куйбышеве летный экземпляр "семерки" 31 декабря 1958 года успешно выдержал испытания. Изделие вывезли на Байконур, Первая ракета Р-7, изготовленная в Куйбышеве, 17 февраля 1959 года совершила успешный полет. Город Куйбышев стал кузницей первого ракетного щита нашей Родины. Фантастические замыслы превращались в руках заводчан в реальность - в космическую ракету. Гордость? Она пришла потом, когда 12 апреля 1961 года на экранах телевизоров всеувидели старт "семерки" и улыбающееся лицо Юрия Гагарина. А поднимали ракетоноситель, вынесшую корабль с Юрием Гагариным в космос, двигатели, изготовленные на заводе им. М.В. Фрунзе. Это результат долгого напряженного труда ракето-и-моторостроителей куйбыщевской Безымянки. В самом деле, ни откуда-нибудь, а с самарской земли отправились на Байконур 2 ступени ракеты-носителя 8К72 "Р-7". И ни с кем-то, а с "прогрессовцами" после приземления встречался первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин. Начался отсчет космической эры на заводе. Сегодня космонавты обязательные участники всех проходящих в Самаре научных конференций и симпозиумов по дальнейшему освоению космоса. А в рабочих планах Генерального конструктора был новый проект, обозначенный как Ж-ЛЗ, в заводских графиках и на производственных оперативках - как заказ 52. Сегодня говорим о нем, как о трагически неудавшемся "лунном проекте" - Н-1. На "Прогрессе" изготавливали лепестки баков первой и второй ступени разгонного блока РН Н1. Конструкторское сопровождение осуществляло ЦСКБ. Многое тогда создавалось впервые в стране, а что-то - и в мире. Человечество всегда мечтало о близкой к земле Селене, так называли древние греки ночное светило, стартовать с которой поможет "облегченная" гравитация. Самарские предприятия были головными по претворению в жизнь этого проекта - любимого детища С.П. Королева. Первые 4 пуска ракеты-носителя Н-1 прошли неудачно. Продолжалась разработка более надежных двигателей НК-33, НК-43, НК-39 в СНТК на Управленческом под руководством генерального конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова, а изготавливались они на моторостроительном заводе имени М.В. Фрунзе. Большие надежды возлагали на 5 пуск, но он так и не состоялся. Новый руководитель В.П. Глушко, до этого бывший конкурент, при негласной поддержке Правительственной комиссии, закрыл тему. И был приказ: «Двигатели уничтожить!» Но, при разрешении заводского представителя КГБ, да, что заводской представитель, было молчаливое согласие самого всесильного Генерала КГБ И.П. Кинарова, позволившее не исполнять приказ. В 1992 году на московском авиасалоне «Авиадвигате- ли-92», был выставлен макет ЖРД НК-33, привлекший внимание представителей «Аэроджет» из США. И 12 марта 1998 года, как эхо давно минувших запусков, из Америки прозвучало сообщение об окончании успешно проведенного стендового испытания жидкостно-ре- активного двигателя НК-33. Это был еще один звездный час Н.Д. Кузнецова и его соратников. Однако, участь ракеты Н-1, а вместе с ней и самого "лунного проекта", была решена. Причины? Их много, начиная от политических и кончая элементарной борьбой научных амбиций. Ну, а что же Луна? Она ждет своего часа. Уничтожали изделия заводчане со слезами на глазах. К счастью, уничтожили не все. Уцелели оснастка, универсальное оборудование и накопленный за десятилетия опыт, который помог заводчанам приступить к работе над ракетой-носителем "Энергия" для МКС "Энергия-Буран" - сверхтяжелой двухступенчатой ракеты-носителя в комплексе с орбитальным кораблем многоразового использования. 15 мая 1987 года шестидесятиметровая ракета «Энергия» медленно отрывается от старто - стыковочного блока и уходит в небо. В этой ракете, воплощенной в жизнь самарскими ракетостроителями, был сконцентрирован весь опыт отечественного ракетостроения, весь научный и технический потенциал страны. Не будь Королевской "семерки", Н1, других ракет, не было бы "Энергии". На космодроме «Байконур» у времени свой отсчет, со своим коэффициентом ускорения. Определялся он днем, когда прозвучит команда: «Ключ на старт!». Она прозвучала 15 ноября 1988 года. Когда в грохоте и пламени ослепительный в своей сверхмощной красоте космический комплекс «Энергия - Буран» оторвался от стартового стола, человечество поднялось еще на одну ступень в бесконечном пути освоения космоса. Самарский металлургический завод, построенный в 50-е годы прошлого столетия внес огромную лепту в создание космической индустрии. Многие технологические внедрения, используемые на заводе, вошли в промышленное производство полуфабрикатов из алюминиевых сплавов со словами «впервые в мире». Великая труженица "семерка", прошедшая у нас в Самаре, несколько модификаций, конкурировала только с американским "Шатлом" при выводе корабля с человеком в космос, более 50 лет служит верой и правдой. Она принесла нам самые громкие победы в освоении космоса. В Самаре были созданы космические аппараты, не имеющие аналогов в мире, предназначенные для: контроля соблюдения соглашений в области международной безопасности; решения задач исследования природных ресурсов Земли и экологии; многозональной и цветной съемки, такого качества, что получали заказы на фотографирование от многих стран, в числе которых была и не обращавшаяся никогда с просьбами Америка. Одно ядерное оружие само по себе еще проблему не решает, нужна обоюдная, даже при бесконфликтных ситуациях, осведомленность сторон в действиях предотвращающих внезапность нападения. Это обеспечивают спутники, разработанные и изготовленные самарским космическим комплексом, имеющим в своем составе науку и производство. Если мы хотим иметь сильное государство, то нам необходимо развивать космонавтику, направленную на службу народному хозяйству для подъема экономики страны и сохранения ее обороноспособности. Самарцы более 50 лет, отдавали свои знания и силы освоению космоса, превратили город в «неофициальную космическую столицу». И в память об их труде на Ленинском проспекте в 2001 году навечно установлена знаменитая "семерка" на здании «Музейно-Выставочного центра «Самара Космическая». Музей вошел в число победителей «Туристический бренд Самарской области».
Телефон | 8 (846) 263-39-35 |
Адрес | пр-т. Ленина, 21 |
Сайт | http://samaracosmos.ru/ |
Режим работы | вторник с 10.00 до 18.00 среда с 10.00 до 18.00 четверг с 13.00 до 20.00 пятница с 10.00 до 18.00 суббота с 11.00 до 17.00 воскресенье с 11.00 до 15.00 понедельник: выходной день Каждый первый вторник месяца: санитарный день |