Самые интересные достопримечательности
Часовня Святого Алексия
В 1357 году Святитель Алексий был приглашен в Сарай к ослепшей вдове хана Узбека царице Тайдуле для ее излечения. Путь его лежал по Волге. Эта поездка имела важные последствия для Руси и подробно отражёна в монастырских летописях. 6 августа 1357 года Св. Алексий навестил православного отшельника в самарском урочище. Обозрев окрестности, в беседе с пустынником Святитель предрек: «Да укоренится имя сие за нею навеки! На сем месте будет город Самара, в коем просияет благочестие и оный город никем и никогда разорен не будет». 12 февраля ежегодно самарцы отмечали день Святого Алексия небесного покровителя своего города. Чтя его память, сооружали часовни. Первая была построена на волжском склоне у Спасо-Преоб- раженского мужского монастыря в 1832 году "стараниями священника Успенской церкви Степана Макаровича Бельского" и пользовалась особым уважением жителей Самары. В 80-х годах XIX века городской Думой было рассмотрено предложение П. В. Алабина о постройке " в более изящной форме" новой часовни Святого Алексия. Закладка часовни состоялась 15 июля 1888 года по случаю 900-летию крещения Руси и 500-летия обретения мощей Святого Алексия . 1 октября 1890г. состоялось освящение и открытие для молитвенного посещения. Это был первый проект архитектора А.А. Щербачева в Самаре. Часовня имела одну главу, которую завершал «вызолоченный через огонь бронзовый крест». Стены квадратного сооружения выполнены из красного кирпича с белыми деталями, которые завершались традиционными килевидными кокошниками и восьмигранным шатром. Фасад украшали двенадать изразцов. Двери дубовые с зеркальными стеклами. Киот в форме древнерусского складня по проекту архитектора М.Н. Чичагова. Имя Алексия было запечатлено в названиях Самарских церквей. В Самарском Покровском Кафедральном соборе тщательно сберегается фреска: "Святитель Алексий Московский и всея Руси чудотворец". В1871 году был открыт детский приют для 60 мальчиков, построенный на пожертвования по подписке и именуемый Алексиевским. Среди жертвователей значилась Государыня Императрица, внесшая 800 рублей, а посетившие Самару Государь Александр II c наследником цесаревичем Александром III пожаловали на приют 3000 рублей. В приюте существовала школа, где мальчики "учатся Закону Божию, чтению, письму, русской истории, арифметике и приучаются к шитью на себя белья и одежды". В 1930 году часовня была разрушена. В 1990-ых годах братство Святого Алексия предложило часовню восстановить. Реконструкцию часовни по проекту А.А. Щербачева выполнил самарский архитектор А. Милентьев. В Самаре существовало основанное в 1892 году православное братство во имя Святителя Алексия, которое ныне возрождено, как возрождена и Его часовня на берегу Волги у речного вокзала. Стоит он, изваянный в камне с собеседником и другом преподобным Сергием Радонежским. А из часовни слышится тихое пение: "пели тропарь Алексию,великому заступнику земли русской, державшему кормило не только церкви, но и царства, который щитом веры отражал Орду и умирял князей, руководителя юного Димитрия до славного имени Донского". Сын боярина Федора Бяконт и боярыни Марии родился в Москве, куда Бяконты переселились из Чернигова. Назвали новокрещенного Елевферием. В возрасте 15-ти лет поступил в монастырь Святого Богоявления, приняв иночество под именем Алексия. Ответы на многочисленные интересующие вопросы, Алексий находил в книгах монастырской библиотеки, заражаясь жаждой познания. Московский Богоявленский монастырь был его университетом. Здесь находились истоки русского просвещения. У монахов -греков и переводчиков Алексий учится языкам, читает и переводит труды европейских ученых самых разных отраслей знаний. Он знакомится с военным делом, узнает о товарообороте и торговых путях в Европу, Иран, Китай. Познавая древнее Римское Право и судопроизводство западных стран, размышляет о "Русской Правде" князя Ярослава и русском "правеже", Церковном Уставе и отделении церковного суда от княжеского. Свои размышления излагает на бумаге, что дает право называть его писателем. Бесценным памятником митрополиту Алексию служат его литературные труды, сохранившиеся до наших дней. Изучая архитектуру и описание Афинского Акрополя, он в качестве подмастерья каменщика проходит практику на строительстве первой московской каменной церкви - Собора во имя Успения Богородицы. Долгие годы вел он аскетическую жизнь усердного монаха, проходящего ремесловую и книжную науку, и стал одним из образованнейших людей России того времени. В монастыре Алексий познакомился с иноком Стефаном. Алексий впервые услышал от него о его младшем брате - блаженном пустыннике Варфоломее, будущем Святом Чудотворце Сергии Радонежском. "Через двадцать лет монастырского искуса и книжной подготовки" Алексий был взят митрополитом Феогностом "к себе на святительский двор". Алексий был выдающимся русским дипломатом. И тяжела была его ноша, его крест, который он достойно пронес до конца, правдами и неправдами добившись старшинства, главенства великого князя Дмитрия Ивановича и объединения вокруг Москвы русских земель. Перед своей кончиной митрополит Алексий завещал положить свое тело в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, из смирения не желая быть похороненным в храме. Однако Дмитрий Донской, несмотря на разногласия последних лет, глубоко почитавший митрополита Алексия, велел положить его тело в церкви близ алтаря. Митрополит Алексий скончался 12 февраля 1378 года. "В лето 6886-го февраля 12 день преставился Алексий митрополит, в митрополитех бысть 24 лета, и всех лет живота его 85 лет, и положен в церкви Чуда Михаила Архангела в приделе Благовещения Богородицы", сообщает Архангелогородский летописец.