Наш город – это не здания и улицы. Наш город-это все мы.
Мы смотрим телевизор, слушаем радио, листаем странички Интернета и очень много работаем. Нужна передышка.
Куда пойти в Самаре? Для молодёжи проще проводить время онлайн. Для взрослых чаще это отдых с семьёй или прогулка по праздничным мероприятиям с салютом и сахарной ватой для детей. Для пожилых главное – внуки и телевизор.
Город живет. Откройте афишу мероприятий в Самаре. Здесь новости и обзоры. Много историй о городе и жизни наших районов. Знаменитости, интересные обзоры еды, кино и активных развлечений.
7 купеческих особняков в стиле модерн
Необходимость сделать Самару хоть сколько-нибудь привлекательной для туристов пошла на пользу местным памятникам архитектуры — их, во-первых, отреставрировали, а во-вторых, вспомнили. Команда сайта "Большая деревня" советует рассматривать образцы самарского модерна, пока они еще свежи после ремонта. В нашем гиде для прогулок — семь особняков с историей: изучаем подземные ходы, загадки лепнины и стены с выбоинами от пуль.
Особняк Курлиной
Фрунзе, 159
Особняк для представителя одного из самых крупных купеческих кланов Самары и его жены был построен в 1903 году. Идея проекта принадлежала знаменитому архитектору Александру Зеленко.
О Курлиных вспоминают как о гостеприимных хозяевах. «Любили музыку, различные концерты и спектакли, часто устраивали в особняке музыкальные вечера для своих друзей и даже приглашали заезжих артистов», — пишет Межрегиональное информационное агентство «Самара&Губерния». В 1909 году в особняке побывал Федор Шаляпин, который приезжал в Самару с единственным концертом в цирк-театре «Олимп». После выступления Александра Курлина пригласила его на ужин.
Через несколько лет она стала заниматься всеми делами мужа, поскольку его самого признали душевнобольным, а после того, как в 1914 году Курлин скончался, Александра стала полновластной хозяйкой дома.
В 1918 году, спасаясь от революции, она покинула Самару. Умерла в Москве в 1973 году. Вскоре после отъезда Александры в особняке разместилась белочешская контрразведка, а в его подвале стали проводиться расстрелы. Сейчас о них напоминает стена с выбоинами от пуль. Впоследствии здание занимали Самарский губернский отдел труда, губернское управление социального страхования, музей охраны труда и гигиены, а также биржа труда.
С 1926 года особняк находится в собственности города. В помещениях дома в разное время располагались историко-революционный музей и детский сад № 46. Во время эвакуации из Москвы в Куйбышев иностранного дипломатического корпуса в 1941-1943 годах в дом Курлиной переехало Посольство Королевства Швеции.
В послевоенные годы, после ремонта и реставрации, особняк уже окончательно приспособили под музей. В 1989 году здесь открылась экспозиция, посвященная истории Самарского края. Еще одна реставрация началась в 2008 году, а в 2012-м дом распахнул свои двери перед посетителями уже как Музей Модерна.
На что смотреть?
Начать осмотр можно с ажурных ворот в виде бабочки, ведущих во внутренний двор. Их хорошо видно с улицы Красноармейской. Есть мнение, что это искусно выполненная копия — мол, оригинал был поврежден в ходе реставрационных работ. По другой версии, настоящие ворота хранятся в Оружейной палате. Фасад здания также дополнен металлическими решетками в виде стилизованных крыльев бабочки, а на крыше можно заметить кованую стрекозу.
В качестве отделки Александр Зеленко использовал цветную изразцовую плитку. «…Толпа сворачивала с Садовой на Дворянскую мимо нелепо роскошного, выложенного зелеными изразцами, особняка Курлиной», — писал Алексей Толстой в своем романе «Хождение по мукам». На фасаде есть и лепнина: женская голова на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном. По одной из версий, лепной женский портрет над парадным входом и парящая нимфа на потолке будуара — изображения прекрасной хозяйки дома. Говорят, Александра Курлина была настолько привлекательна, что ее выезд на прогулку собирал зрителей с окрестных улиц.
Еще одна особенность особняка — сочетание 27 типов различных оконных переплетов. Они подчеркивают оформление фасада здания, которое Зеленко выстраивал по основному принципу модерна «изнутри наружу».
В организации внутреннего пространства прослеживается центричная планировка, характерная для этого стиля. Вокруг холла располагаются все комнаты первого парадного этажа: гостиная и малая гостиная, будуар, кабинет, столовая, буфетная. Аналогично выстроены помещения на втором этаже. Всего в особняке 22 комнаты.
Лепнина украшает дом Курлиной и изнутри. Один из наиболее впечатляющих образцов — на потолке парадной гостиной. Это орнамент из любимых модерном орхидей, их длинные стебли спускаются с потолка на стены. Ими же украшена столовая: цветы здесь переплетаются друг с другом по периметру стен и потолка, обрамляя крылатую женскую фигуру. Кое-где виднеются маски мифических божеств. Будуар Александры Курлиной еще ближе к природе: в окно вставлен витраж в виде кроны дерева, а дверь украшена цветочным рисунком.
Как посетить?
Расположившийся в особняке Курлиной Музей Модерна принимает гостей ежедневно, кроме понедельника. По средам, пятницам, субботам и воскресеньям он открыт с 10-00 до 18-00, по четвергам — с 13-00 до 21-00. Посещение основной экспозиции для взрослых обойдется в 80 рублей, а полноценная экскурсия будет стоить от 160 до 800 рублей.
Особняк Новокрещеновой
Фрунзе, 144
Что известно?
Особняк Екатерины Новокрещеновой был перестроен из каменного двухэтажного дома и амбара в 1907-1909 годах. Участок на тот момент принадлежал купцу 2 гильдии Ивану Новокрещенову. Архитектором здания выступил Михаил Квятковский, которому были близки декоративные и романтические направления модерна. Кирпич на строительство особняка поставляли с завода № 3 купца Маштакова — говорят, со стороны двора даже сохранилось клеймо.
О самой семье Новокрещеновых и их жизни в новом доме практически ничего не известно. В 1919 году, когда дом отошел муниципалитету, они лишились жилья, а большую часть особняка стали занимать коммуналки. В числе жильцов упоминается племянница адмирала Истомина и известный в Новокуйбышевске деятель и нефтехимик Шварев. Побывал здесь и советский композитор Григорий Пономаренко, автор музыки к песне «Оренбургский пуховый платок». Также дом успел приютить детский сад, управление коменданта города, Ленинское отделение статистики, совет ветеранов и пенсионный фонд. До недавнего времени там размещался Департамент развития туризма Самарской области, а сейчас особняк отвели Самарскому филиалу Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Новые хозяева время от времени изменяли что-то в облике дома: в итоге он обзавелся подъездом, мансардами и лестницей во дворе.
На что смотреть?
Архитектурный стиль особняка Екатерины Новокрещеновой называют элитарным самарским модерном. В декоре дома явно просматриваются цветочные мотивы, оно оплетено орхидеями. Фасад асимметричен, в глаза бросается крупный эркер справа с окнами сложной формы. Здание отличают плавность и разнообразие линий и расстекловки.
Особняк венчает корона с расходящимися лучами. Историки Анастасия и Александр Андросовы так объясняют ее значение: «Кованая решетка свойственна стилю модерн и служила усилением общей художественной картины дома, как, например, бабочки на доме Курлиной. Здесь же, на наш взгляд, две возможные трактовки символа — либо это просто символ солнца, либо, скорее всего, это символ границы миров — духовного и материального, символ перехода одного состояния в другое, потому что эти кованые побеги-колосья являются апофеозом движения „лепных цветов“ и расположены между двумя выступами, которые символизируют ворота или портал». Подобный мотив трансформации материи и энергии также весьма характерен для стиля модерн.
Как посетить?
Летом в особняк проникнуть не сложно: самарский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов запускает работу приемной комиссии, так что оценить объект культурного наследия изнутри можно под маской абитуриента. В остальное время свой визит наверняка придется согласовывать с сотрудниками учебного заведения. Впрочем, по данным официального сайта, СПбГУП ждет посетителей каждую среду на еженедельный рабочий День Открытых Дверей. По телефону вуза эту информацию подтвердили, добавив, что, посетить вуз можно и в любой другой будний день с 9-00 до 17-00. «Здание университета небольшое, все покажем и расскажем», — пояснили представители учебного заведения.
Сегодня самарский филиал СПбГУП — обычный современный вуз: учебные аудитории, деканат, стенды с объявлениями и расписаниями. Но некоторые вещи все же напоминают о прежних хозяевах: например, кованые лестничные перила и уютный балкон на втором этаже, где можно увидеть замысловатые оконные переплеты.
Особняк Матвеевых
Молодогвардейская, 69
Особняк братьев Петра и Ивана Матвеевых — работа городского архитектора Дмитрия Вернера, который, помимо выполнения служебных обязанностей, нередко брал частные заказы. Постройка датируется 1912 годом.
О первоначальных хозяевах дома известно крайне мало: якобы они были богатыми купцами, которые приехали в Самару из Бузулука в 1909 году. Петр Матвеев служил в белых войсках Восточного фронта, оказывал финансовую помощь белогвардейцем, а впоследствии был вынужден эмигрировать в Китай. Иван Матвеев занимал должность председателя и члена правления Бузулукского купеческого банка.
На что смотреть?
По мнению авторов проекта «Модерн в облаках», с Европой дом связывает
«не только стилистическое сходство, но и планировка»: за узким фасадом прячется длинное здание, уходящее вглубь квартала. Фасад здания ассиметричен — поделен на две неравные части, что характерно для стиля модерн.
На третьем этаже красуется большое арочное окно — такое характерно и для других работ Вернера. По эскизу архитектора также было выполнено кованое ограждение балкона с лавровыми венками, а над балконной дверью разместилось лепное изображение крылатого колеса — символ покровителя дорог и торговли Меркурия. Этот отличительный знак в то время ставили практически на каждом купеческом особняке. На аттике дома виднеется обрамленная цветами монограмма братьев Матвеевых «Бр. М.».
Для отделки особняка использовали керамическую плитку двух цветов: серую с зеленоватым оттенком — «кабанчик» и «пояс» болотного цвета между окном третьего этажа и карнизом. Выбор подобной гаммы позволял зданию сочетаться с Торговым домом Щетинкина, который стоял по соседству.
Как посетить?
Попасть внутрь особняка Матвеевых можно каждый день, кроме вторника, с 9-00 до 18-00 — правда, только в качестве покупателя: первый этаж здания занимает магазин бытовой техники. От первоначального убранства там, к сожалению, ничего не сохранилось. Второй и третий этаж особняка занимают жилые квартиры — попасть туда можно, разве что напросившись в гости к жильцам. Проход во двор дома от посторонних закрыт.
Особняк Сапрыкина
Ленинградская, 22
Что известно?
Единого мнения о том, кому принадлежал дом № 22 на улице Ленинградской, нет. По одним данным, особняк был собственностью самарского купца Григория Сапрыкина. В своем магазине на углу улиц Панской (нынешней Ленинградской) и Троицкой (современной Галактионовской) он торговал рыбой, окороками и колбасами, маслами, консервами и даже экзотическими фруктами, а дом решил построить неподалеку — правда, поближе к Волге.
По другой версии, этот особняк — дело рук Петра Головкина — брата знаменитого в Самаре краеведа, историка и общественного деятеля Константина Головкина. Якобы Петр возвел здание на внушительную по тем временам сумму в 19 000 рублей, причем большая часть средств ушла на внутренний интерьер. Приверженцы этого мнения полагают, что Григорий Сапрыкин, скорее всего, только арендовал в доме первый этаж — как раз для размещения своей рыбной лавки.
В любом случае постройка датируется 1912-1913 годами, а архитектор остался неизвестен.
На что смотреть?
Фасад особняка симметричен, что, тем не менее, не мешает экспертам относить здание к стилю модерн. По обеим сторонам его украшают навершия с барельефами и балконы с кованым решетчатым ограждением. Над ними хорошо сохранились простенки, украшенные маскаронами — лепниной с женскими портретами. По центру расположилась скромная колоннада, а над ней — небольшой купол со шпилем. В отделку пошла желтая плитка «кабанчик» и зеленая плитка того же размера, из которой выполнены вставки над окнами второго этажа.
О внутреннем убранстве особняка сохранились отрывочные сведения: рассказывают о голубой и розовой гостиных, трех каминах, общей зале, двух зеркальных спальных комнатах и детской.
Как посетить?
На первом этаже особняка ежедневно ждут желающих выпить: слева разместился магазин разливных напитков «Пенка», а справа — бар Hop Kings. Где-то посередине ютится закуток отделения почтовой связи. Верхние этажи занимают жилые квартиры, попасть в подъезд можно, только если кто-то откроет вам домофонную дверь.
Дом Сибиряковой
Куйбышева, 107
Что известно?
О жизни купцов Сибиряковых в Самаре сегодня мы знаем только то, что они с середины 1880 годов проживали на улице Дворянской (нынешней Куйбышева). Спустя некоторое время после смерти супруга Любовь Сибирякова захотела расширить доставшийся ей в наследство дом. Проектом реконструкции занимался самарский архитектор Георгий Мошков — отсутствие соответствующего образования не помешало ему поучаствовать в строительстве нескольких десятков городских зданий. Все они выполнялись в разных стилях. Дом Сибиряковой был реконструирован в стиле модерн.
До революции первый этаж здания занимали магазины, а с 1919 года он стал пристанищем для библиотеки им. А.М. Горького, которую впоследствии преобразовали в куйбышевское отделение научно-инженерно-технического общества.
На что смотреть?
На асимметричном фасаде здания с двумя выступами красуется лепной декор. Это цветы и бабочки в обрамлении окон и спокойный вертикальный орнамент с маскаронами на колоннах. Ограждения балконов традиционно для этого стиля и времени — кованые. Волнообразный карниз венчает оригинальный аттик.
Как посетить?
Как и в особняке братьев Матвеевых, первый этаж дома Сибиряковой отведен под магазины. На данный момент это «Модное пальто» и бутик одежды и обуви «Рококо». В обоих помещениях современная отделка и никаких следов модерна. Попасть на верхние этажи здания нельзя. С обеих сторон дома перед входом во двор наглухо запертые решетки.
Дом Благовещенского
Фрунзе, 43
Лепнина в виде обручальных колец, красующаяся на доме № 43 по улице Фрунзе, дает основание полагать, что здание построил купец Михаил Челышев в качестве свадебного подарка своему сыну, однако в перечень объектов культурного наследия особняк вошел именно как дом Благовещенского, хотя последний, по сути, никакого отношения к постройке не имел. Когда-то он действительно был владельцем земельного участка, на котором построено здание, но во время строительства земля уже принадлежала другому владельцу — Александру Борщеву. Ориентировочное время постройки — с 1903 по 1917 год. Архитектором стал Алексей Волошинов.
С 1930-ых годов дом занимают лечебные учреждения. Последним из них стал Центр планирования семьи и репродукции (четвертый корпус Городской клинической больницы № 3). Сегодня здание продолжает числиться за центром, но никаких медицинских услуг там в последнее время не оказывают. С начала 2018 года особняк Благовещенского находится на реконструкции.
На что смотреть?
Несмотря на то, что особняк, по рассказам наблюдателей, претерпел множество изменений, некоторые элементы декора отлично сохранились — в частности, те самые обручальные кольца: один образец можно увидеть над маскароном в виде портрета молодого человека между окнами дома со стороны улицы Фрунзе, другой венчает голову девушки. Также над окнами расположены букеты цветов, похожих на ромашки, и цветочные узоры.
Как посетить?
Попасть внутрь здания так же просто, как раньше, не получится: все его двери закрыты. Какие-либо таблички или объявления, позволяющие судить об организациях, находящихся внутри, отсутствуют — одно из них, судя по всему, сорвали с двери центрального входа не так давно. В числе обнаруженных признаков жизни — лишь припаркованный автомобиль на заднем дворе, рядом с табличкой «Бухгалтерия» над запертым входом.
Особняк Василия Сурошникова
Алексея Толстого, 41/Пионерская, 22
Что известно?
Василий Сурошников был купцом I гильдии, занимался махинациями на рынке зерна и сельскохозяйственных земель, держал три завода — салотопенный, мыловаренный и крахмальный, а также пекарни, лавки, мельницы и амбары, имел земли в Самарской и Симбирской губернии. В числе его заслуг — открытие крупнейшей частной городской электростанции. К 1916 году во владении Сурошникова оказалось 18 домов в Самаре, большинство из которых были доходными.
С 1884 по 1912 годы купец проживал с женой и восемью детьми в доме своего тестя Антона Шихобалова на улице Панской, 73 (сейчас — Ленинградская, 77). В конце 1908 года Сурошников купил дворовое место с двухэтажным особняком классической образцовой архитектуры на углу улиц Казанской (Алексея Толстого) и Воскресенской (Пионерской) и заказал проект перестройки дома в стиле модерн. За работу взялся известный архитектор эпохи модерна, академик архитектуры Федор Шехтель. Впрочем, серьезные изменения в проект с 1909 по 1910 годы внес его коллега Александр Щербачев. К лету 1912 года Михаил Сурошников с семьей переехал в новый дом.
Спустя шесть лет начавшаяся революция вынудила Сурошниковых покинуть родовое гнездо, а в здании разместили штаб Симбирской Железной дивизии. С 1922 года в особняке хозяйствовали разные советские организации. В 1942 году дом отдали в распоряжение суворовского училища. Впоследствии его сменил Военно-медицинский факультет Куйбышевского медицинского института, который в 1999 году был перепрофилирован в Самарский военно-медицинский институт — сегодня его двери закрыты.
На что смотреть?
Сейчас особняк находится на реконструкции. Она стартовала в 2017 году и даже успела вылиться в настоящий скандал: горожане заметили, как реставраторы стали сбивать с фасада уникальную сохранившуюся плитку.
Пока что взглянуть можно разве что на синюю ткань, которая закрывает здание полностью. До реставрации в его облике прослеживались черты венецианского палаццо, а балкон на углу дома напоминал башню московского Ярославского вокзала. Фасад был отделан голубоватой и коричневой глазурованной прямоугольной плиткой «кабанчик». Картину дополняли барельефы с изображением бога Меркурия в шлеме, растительный орнамент и пшеничные колосьями с серпами. Нижняя часть фасада была выполнена из жигулевского известняка.
Заглянув внутрь, можно увидеть причудливый орнамент цветочный лепнины, которая оплетает своды входного зала. По утверждениям экспертов, богатая лепнина есть практически во всех внутренних помещениях особняка. Также в доме четыре камина, — исследуя один из них, санкт-петербургский реставратор и исследователь Андрей Роденков обнаружил клеймо английской компании Doulton. В глубине дома Сурошникова есть собственный подземный ход, который соединял подвалы здания с берегом Волги. Эксперты считают, что он мог выходить к Шихобаловским казармам на углу улиц Набережной (Алексея Толстого) и Воскресенской (Пионерской). Кроме того, в каменный пол одного из залов вмонтированы два огромных сейфа.
Как посетить?
На входе в особняк Василия Сурошникова сидит охранник, который пускает посетителей только при наличии специального пропуска. По данным сервиса «Яндекс.Карты», в здании находится Управление финансовым обеспечением Министерства обороны по Самарской области.