Самые интересные достопримечательности
- Музеи
- Театры Самары
- Парки
- Памятники и скульптуры
- Активный отдых
- Зимний отдых
- Площади
- Храмы
Самолет
Как символ города - военной столицы, стоит на перекрестке Московского шоссе и Кировского проспекта Самолет. В годы войны он поднялся в небо и устремился на фронт. Был сбит на Карельском перешейке. Идея выставить в качестве памятника реальный самолёт ИЛ-2 - труженика Великой Отечественной войны возникла на Авиационном заводе у ветеранов. Поиск фронтового штурмовика поручили ветерану завода Евгению Андреевичу Капустнику и будущему заведующему заводским музеем Валерию Григорьевичу Быкову. Задача разыскать ИЛ-2 оказалась делом отнюдь не простым, за помощью обратились к командованию ВВС. Осенью 1970 г. было получено донесение: тракторист Ковского леспромхоза в болоте обнаружил останки самолёта ИЛ-2. Дерево сгнило, все железные части покрыты ржавчиной. В извлечении останков самолёта участвовали заводчане, авиаторы подразделений Ленинградского военного округа, жители местных городов и сел, железнодорожники, ветераны штурмовой авиации. Восстановили и историю именно этого самолёта. Он был испытан заводским лётчиком-испытателем, Героем Советского союза Константином Рыковым, после чего передан в 828-ой штурмовой авиационный полк на Карельский фронт. Командиром данного самолета был Константин Михайлович Котляровский, стрелком-радистом Мухин Евгений. Стрелок погиб, а командир ещё долго воевал на фронтах войны. Штурмовик привезли в Куйбышев в полуразваленном состоянии. И каждому ветерану завода думалось, что именно он создавал эту машину - собирал, клепал, устанавливал вооружение или двигатель. Когда, восстановленный заново самолет ИЛ-2 везли от завода № 18 до места его установки на перекресток, то, казалось весь город выстроился вдоль нынешнего проспекта Кирова и со слезами на глазах люди приветствовали - этого ГЕРОЯ военных лет ИЛ-2, вернувшегося с поля боя через много лет. Выступивший на митинге-открытии памятника, летчик первого класса подполковник запаса К.М. Котляровский сказал: «...Завод выпускал прекрасные машины. За время войны я не помню случая отказа в воздухе двигателя или системы самолета Ил-2». Авторы памятника: скульптор И.Б. Федоров, архитектор А.Г. Моргун.