Самые интересные достопримечательности
Особняк А. П. Курлиной (Музей модерна)
Нарядный кокетливый дом на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе (бывших ул. Алексеевской и Саратовской). Его до сих пор называют «дом Курлиной», овеян многочисленными легендами и мифами, связанными и с историей семьи, и с историей здания. Архитектор дома Александр Устинович Зеленко (1871-1953 гг.). В 1899 году он становится городским архитектором. Особняк А.Г. Курлина - жемчужина Самарского модерна - растительный узор украшающий окна, лепнина, изящные и утонченные металлические украшения фасада в форме стрекоз, переплетенных стеблей.
В здании все гармонично, едино, что характерно для модерна, ставшего художественным языком целой эпохи. Вокруг холла группируются все комнаты первого парадного этажа: гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения второго этажа имеют подобную планировку, но меньше по размерам. В доме 22 комнаты и 27 окон. Каждая из комнат имела свой художественный образ. Большая гостиная наполненная воздухом и светом настраивала гостей на беззаботное веселье. Огромные окна, покрывающие плоскости двух стен, связывают ее с городской средой. Форма и декор окон, дверей, лестниц разнообразны. Резные рамы окон и дверных проемов из натурального дерева имеют извитую форму, они, как ветками причудливых лиан, разрезают стекло окна или двери на сложные составляющие.
Ощущение изменчивости и подвижности вызывает лепное убранство потолка и стен, покрытых орнаментом столь любимых модерном орхидей. Длинные, как бы свисающие с потолка на стены цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра. Гостиная соединяется со столовой. Здесь иной образ. Гротовая штукатурка, потолочные балки, заканчивающиеся масками мифических божеств, подобные маски на панелях стен погружают в сказочную страну.
С противоположной стороны холла - кабинет и будуар. Интерьер кабинета отличался строгостью. Главный элемент отделки - деревянные кессоны,расположенные по периметру потолка. Геометрический орнамент потолка и паркета создавали деловой тон. Своеобразную разрядку вносила декоративная медная окантовка камина в виде маков - символа опьянения и грез.
Будуар хозяйки. Здесь царство природы: витраж в виде кроны деревьев на окне, живописный пейзаж над дверным проемом, сама дверь с цветочным рисунком и зеркальным стеклом. Особенно выразителен лепной декор потолка - переплетающиеся гибкие стебли орхидей обрамляют парящую по потолку женскую фигуру, окутанную тонким покровом в виде крыльев бабочки.
Входная дверь особняка в виде знака «Омега», напоминавшего улыбку. Архитектуру в стиле модерн и называли «улыбающейся». В Самаре только А.У. Зеленко использовал этот прием.
Восхищенный взгляд останавливается на красивых по форме арках и въездных кованных ажурных воротах в виде стилизованного изображения бабочки, изготовленных по рисунку А.У. Зеленко, являющихся великолепными образцами русского художественного металлического искусства, поражающими красотой и мастерством.
Дом был подключен к городскому водопроводу, имел воздушную систему отопления. В доме была канализация. Все комнаты освещались электричеством, имелся телефон.
Постройка дома закончилась в 1903 г. Он сразу украсил улицу своим фасадом с парадной дверью, обрамленной зеркальным стеклом и завитками черного металла, с лепным изображением изящной женской головки на фронтоне над парадным входом. По существующей версии это образ прекрасной хозяйки - Сандры Курлиной, известной необыкновенной обаятельностью, большой любительницей музыки.
Курлины - фамилия купеческая и в Самаре хорошо известная. Наиболее известным в Самаре был Александр Георгиевич Курлин - окончивший московский университет, купец I гильдии, Потомственный почетный гражданин, член совета общества взаимного кредита, председатель биржевого комитета, гласный городской думы, председатель попечительного совета коммерческого училища, попечитель общества слепых, детских приютов, член губернского попечительного о тюрьмах комитета, товарищ председателя самарского фотографического общества.
В своих политических воззрениях - сторонник либерального движения. По инициативе самарского биржевого комитета в Самаре в 1902 г. открыто коммерческое училище. 10 января 1893 г. в Успенской церкви Александр обвенчался с Александрой, дочерью советника коммерции, Потомственного почетного гражданина, купца I гильдии Павла Михайловича Журавлева.
Летом 1918 г. в доме разместилась белочешская контрразведка. С 1929 по 1941 годы располагался детский сад. С 1941 по 1943 г. здание занимало Посольство Королевства Швеции, эвакуированного в Куйбышев дипломатического корпуса.
В 1907 году в самом расцвете сил Курлин признан недееспособным. Александра Павловна Курлина стала опекуном мужа. Теперь она вела торговые дела, занималась благотворительностью, состояла в губернском попечительстве детских приютов, в попечительном совете училища для слепых детей, оплачивала обучение и питание четырех учеников самарского коммерческого училища.
Александр Георгиевич Курлин скончался в возрасте 44 лет от паралича сердца 8 ноября 1914 года. Погребен на кладбище женского Иверского монастыря. Официальной владелицей особняка, вошедшего в историю Самары как «Дом Курлиной», стала Александра Павловна. После 1918 г. она уехала из Самары в Москву, и жила там последующие годы.
Решением Куйбышевского облисполкома за №617 от 19.11.1966 г. «Дому Курлиной» был определен статус исторического памятника.
В 1995 г. по указу Президента России «Усадьба Курлиных» - купеческая усадьба городского типа начала XX в. - получила статус памятника исторического и культурного наследия федеральной значимости.
В усадьбе Курлиных - «Жемчужине самарского модерна» после ремонта открыл двери «Музей Модерна».