Самые интересные достопримечательности
Дача К. П. Головкина
Головкин Константин Павлович был человеком разносторонне развитым. Владелец магазина, купец, художник-самоучка, страстный пропагандист изобразительного искусства, первый издатель открыток с видами Самары, путешественник, общественный деятель, краевед и археолог. Один из первых владельцев автомобиля в Самаре. Дача Константина Головкина, здание в стиле модерн. Дом построен по совместному проекту К.П. Головкина и архитектора В.В. Тепфера в 1908-1909 годах. Расположенная на склоне холма, хорошо видна с Волги. Она напоминает маленький замок с прорезанными узкими щелевидными вертикально и горизонтально расположенными окнами. Здание имеет круговой обзор. По воспоминаниям дочери Евгении Константиновны: «На первом этаже было пять комнат: гостиная, зал, столовая, спальня, детская. Комнаты небольших размеров, мебели было немного, вся она была изготовлена по рисункам автора...». Стены зала были покрыты широкими холстами с изображением летящих женских фигур в развеваю щихся одеждах, что полностью соответствовало духу модерна. Эти полотна, как и скульптура девушки у дома выполнены самим Константином Павловичем. Проявил себя Головкин и в архитектуре: проект собственной дачи выполнен самим хозяином. На начальном этапе ему помогал архитектор Валентин Владимирович Тепфер, несколькими годами позже занявший пост главного архитектора Самары. В краеведческих записках 1920-х единственным автором постройки Головкин указывает себя. Василий Петрович Акимов, известный куйбышевский скульптор, служивший мальчиком у Головкина и хорошо знакомый с его творчеством, принимавший участие в изготовлении фигур, вспоминал: «Когда он (Головкин) задумывал строить дачу, то делал всё сам; рисовал эскизы в карандаше, десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, строжайшим образом проверяя пропорции и бесконечно бракуя, пока не достигал желаемого. Все макеты, которые я у него видел, были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новыми. Работоспособность у него была колоссальная». Дачи не типична для русской архитектуры начала ХХ века и тем более для российского провинциального модерна. В архитектуре четко просматривается влияние венского сецессиона... Неотъемлемая часть комплекса дачи Константина Головкина - скульптуры слонов перед фасадом выходящим к Волге, хорошо видные с проплывающих мимо судов, давшие постройке народное название «дача со слонами». Два огромных слона по эскизам самого Головкина и при его участии ваялись в большом сарае на улице Садовой. Изготовленные из цемента животные пустотелые. По воспоминаниям жены Головкина, он заложил в одного из слонов документы и фотографии, связанные со строительством дачи. После революции семья Головкиных покинула Самару, уехав в Иркутск. Живя в Сибири, К.П. Головкин совершает поездку в Китай, Монголию, Японию, где приобрел антикварные и археологические коллекции, которые вернувшись в Самару, передал в музеи. В Самаре Константин Павлович работает в губернском архиве. 25 февраля 1925 года патриот Самары, влюбленный в искусство, в свой город, скончался. Захоронен был на Всехсвятском кладбище. А на даче менялись хозяева. Недолгое время в здании был госпиталь, потом детский сад. В 1929 году дачу передали «Водоканалу», который устроил в ней клуб. Новые владельцы провели центральное отопление, в результате чего стал проседать фундамент, в стенах появились трещины. Весь интерьер помещений изменен.