Достопримечательности Самары

Самые интересные достопримечательности

Главная / Достопримечательности / Академический театр драмы им. М. Горького

Академический театр драмы им. М. Горького

Закладка театра состоялась в мае 1887 года. Присутствовали городские власти, а преосвященный епископ Гурий отслужил молебен. Кирпичные стены возвели самарские каменщики, а наиболее ответственные дета­ли, скульптурный декор, гербы были заказаны в Москве. 1 октября 1888 года по окончанию строительства, здание театра было освящено.

19 сентября 2008 года открыты мемориальные доски народ­ной артистке СССР Вере Ершовой и народному артисту СССР Николаю Симонову на здании Самарского академического теа­тра драмы имени М. Горького (пл. Чапаева, у фасада театра со стороны ул. Фрунзе)

Профессиональ­ная труппа - ант­реприза Е. Стрелкова 8 ноября 1851г., впервые позна­комила самарских зрите­лей с комедией «Реви­зор» в помещении дома купца Лебедева, обору­дованном под театр. 12 мая 1854 года особняк Лебедева сгорел. На деньги, собранный среди дворян, «отцов города», при участии губернатора К.К. Грота, в августе 1855 года приступили к пост­ройке нового здания в районе нынешней Хлеб­ной площади,а в ноябре уже начались новые постановки.

Городская дума на заседании приняла решение о строительст­ве нового здания театра. В 1888 году по проекту архитектора М.Н. Чичагова, новое кирпичное зда­ние театра в стиле классицизма и древнерусского искусства укра­сило город. Краснокирпичные стены и белые детали отделки, шатровые башни, шпили, карту- ши, герб, узорчатый орнамент создали атмосферу торжествен­ности. Горожане любовались теа­тром, гордились и называли «теремком». Сезон открылся дра­мой Н. Невежина «Вторая моло­дость», а на следующий день - «Ревизор».

Самарцы видели на своей сце­не Пелагею Стрепетову и Модес­та Писарева, Марию Савину и Веру Коммисаржевскую, Петра Медведева - одного из лучших исполнителей Городничего, Алек­сандра Ленского...

В 1895 году на страницах самар­ских газет в качестве театрально­го критика выступает Иегудил Хла­мида (М. Горький), начиная борьбу против пошлости, отмечая и мину­ты настоящего искусства. Он борется за театр, за «развлечение, поучающее и воспитывающее умы, призванное обогатить куль­туру и духовную жизнь города». В ноябре 1901 года Самара теат­ральная впервые встретилась с пьесой Горького «Фома Гордеев». Начинается шествие горьковских пьес по самарской сцене.

После октябрьской революции появляется новый зритель и новый репертуар. В 1931 году в театр, чтобы он мог встать на один уро­вень с лучшими столичными, при­ехал ленинградский «десант»: Н. Симонов, В. Меркурьев, В. Кисе­лев, А. Кистов, А. Павлычев, Ю. Толубеев.

В 1936 году театру присваива­ется имя М. Горького. В 1955 году пришел новый режиссер Петр Львович Монастырский, через 5 лет он стал художественным руко­водителем театра. Репертуар - это лицо театра. И появляются рядом с русской и зарубежной классикой пьесы современных писателей, затрагивающие самые злободневные темы. Поклонница театра наша самарчанка Людмила Шакутина говорила:

И, отвергая все сомнения, Актер выходит на помост, Чтоб на короткое мгновение (А там, пусть бездна...пусть падение)

Душой дотронуться до звезд. Это он, актер, выходя на сцену, обращается к залу, потрясая зри­телей высотой и правдой челове­ческой боли, радости и надежды.

Актер пробуждает само­сознание зрителей, открывает смысл жизни, дает нравственные уроки, и не только сам душой дотрагивался «до звезд», но на какое-то мгновение передает это ощущение зрителям, и тогда спектакль для зри­тельного зала становит­ся мерилом совести. В 1977 году театр получает звание «Ака­демический». Посте­пенно в Куйбышеве создается особый «театр Монастырс­кого». Идут гастроли театра по стране и зарубежью. Велась огромная работа со зрителем. Трансли­ровались по местному телевидению серии бесед о театре: «Репертуар - лицо театра», «Современность в классических произведениях» и другие, расширяя и углубляя представление о прекрасном. В театре организовывались конкурсы «Театральная маска» с участием зрителей. Большой популярностью пользовались бенефисы, зрительские конфе­ренции, театральная гостиная, обновились формы афиш, орга­низовали подачу автобусов к окончанию спектаклей, в теа­тре вместо звонка стали зву­чать музыкальные позывные. И вот уже, стоя в очереди в теа­тральную кассу, зрители пере­живают: «Кому повезет?». У теа­трального подъезда вопрос: «Нет лишнего билета?» И под­тверждались слова, что театр делают зрители, которых влек­ли в театр не только желание развлечься, но и духовная жажда.

С 1995 года Монастырского сменил в театре Вячеслав Алек­сеевич Гвоздков. Меняется репертуар театра, меняется зри­тель. Но по-прежнему в зале пол­ный аншлаг. Сейчас театр занял больше развлекательную роль. Театр опять живет в духе време­ни, нового времени.