Самые интересные достопримечательности
Академический театр драмы им. М. Горького
Закладка театра состоялась в мае 1887 года. Присутствовали городские власти, а преосвященный епископ Гурий отслужил молебен. Кирпичные стены возвели самарские каменщики, а наиболее ответственные детали, скульптурный декор, гербы были заказаны в Москве. 1 октября 1888 года по окончанию строительства, здание театра было освящено.
19 сентября 2008 года открыты мемориальные доски народной артистке СССР Вере Ершовой и народному артисту СССР Николаю Симонову на здании Самарского академического театра драмы имени М. Горького (пл. Чапаева, у фасада театра со стороны ул. Фрунзе)
Профессиональная труппа - антреприза Е. Стрелкова 8 ноября 1851г., впервые познакомила самарских зрителей с комедией «Ревизор» в помещении дома купца Лебедева, оборудованном под театр. 12 мая 1854 года особняк Лебедева сгорел. На деньги, собранный среди дворян, «отцов города», при участии губернатора К.К. Грота, в августе 1855 года приступили к постройке нового здания в районе нынешней Хлебной площади,а в ноябре уже начались новые постановки.
Городская дума на заседании приняла решение о строительстве нового здания театра. В 1888 году по проекту архитектора М.Н. Чичагова, новое кирпичное здание театра в стиле классицизма и древнерусского искусства украсило город. Краснокирпичные стены и белые детали отделки, шатровые башни, шпили, карту- ши, герб, узорчатый орнамент создали атмосферу торжественности. Горожане любовались театром, гордились и называли «теремком». Сезон открылся драмой Н. Невежина «Вторая молодость», а на следующий день - «Ревизор».
Самарцы видели на своей сцене Пелагею Стрепетову и Модеста Писарева, Марию Савину и Веру Коммисаржевскую, Петра Медведева - одного из лучших исполнителей Городничего, Александра Ленского...
В 1895 году на страницах самарских газет в качестве театрального критика выступает Иегудил Хламида (М. Горький), начиная борьбу против пошлости, отмечая и минуты настоящего искусства. Он борется за театр, за «развлечение, поучающее и воспитывающее умы, призванное обогатить культуру и духовную жизнь города». В ноябре 1901 года Самара театральная впервые встретилась с пьесой Горького «Фома Гордеев». Начинается шествие горьковских пьес по самарской сцене.
После октябрьской революции появляется новый зритель и новый репертуар. В 1931 году в театр, чтобы он мог встать на один уровень с лучшими столичными, приехал ленинградский «десант»: Н. Симонов, В. Меркурьев, В. Киселев, А. Кистов, А. Павлычев, Ю. Толубеев.
В 1936 году театру присваивается имя М. Горького. В 1955 году пришел новый режиссер Петр Львович Монастырский, через 5 лет он стал художественным руководителем театра. Репертуар - это лицо театра. И появляются рядом с русской и зарубежной классикой пьесы современных писателей, затрагивающие самые злободневные темы. Поклонница театра наша самарчанка Людмила Шакутина говорила:
И, отвергая все сомнения, Актер выходит на помост, Чтоб на короткое мгновение (А там, пусть бездна...пусть падение)
Душой дотронуться до звезд. Это он, актер, выходя на сцену, обращается к залу, потрясая зрителей высотой и правдой человеческой боли, радости и надежды.
Актер пробуждает самосознание зрителей, открывает смысл жизни, дает нравственные уроки, и не только сам душой дотрагивался «до звезд», но на какое-то мгновение передает это ощущение зрителям, и тогда спектакль для зрительного зала становится мерилом совести. В 1977 году театр получает звание «Академический». Постепенно в Куйбышеве создается особый «театр Монастырского». Идут гастроли театра по стране и зарубежью. Велась огромная работа со зрителем. Транслировались по местному телевидению серии бесед о театре: «Репертуар - лицо театра», «Современность в классических произведениях» и другие, расширяя и углубляя представление о прекрасном. В театре организовывались конкурсы «Театральная маска» с участием зрителей. Большой популярностью пользовались бенефисы, зрительские конференции, театральная гостиная, обновились формы афиш, организовали подачу автобусов к окончанию спектаклей, в театре вместо звонка стали звучать музыкальные позывные. И вот уже, стоя в очереди в театральную кассу, зрители переживают: «Кому повезет?». У театрального подъезда вопрос: «Нет лишнего билета?» И подтверждались слова, что театр делают зрители, которых влекли в театр не только желание развлечься, но и духовная жажда.
С 1995 года Монастырского сменил в театре Вячеслав Алексеевич Гвоздков. Меняется репертуар театра, меняется зритель. Но по-прежнему в зале полный аншлаг. Сейчас театр занял больше развлекательную роль. Театр опять живет в духе времени, нового времени.