Достопримечательности Самары

Самые интересные достопримечательности

Главная / Достопримечательности / Особняк А. П. Курлиной (Музей модерна)

Особняк А. П. Курлиной (Музей модерна)

Нарядный кокетливый дом на пересечении улиц Крас­ноармейской и Фрунзе (бывших ул. Алексеевской и Саратовской). Его до сих пор называют «дом Курлиной», овеян многочисленными легендами и мифами, связан­ными и с историей семьи, и с историей здания. Архитектор дома Александр Устинович Зеленко (1871-1953 гг.). В 1899 году он становится городским архитектором. Особняк А.Г. Курлина - жем­чужина Самарского модерна - растительный узор украшающий окна, лепнина, изящные и утон­ченные металлические украше­ния фасада в форме стрекоз, переплетенных стеблей.

В здании все гармонично, еди­но, что характерно для модерна, ставшего художественным язы­ком целой эпохи. Вокруг холла группируются все комнаты перво­го парадного этажа: гостиная, сто­ловая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения вто­рого этажа имеют подобную пла­нировку, но меньше по размерам. В доме 22 комнаты и 27 окон. Каждая из комнат имела свой художественный образ. Боль­шая гостиная наполненная воз­духом и светом настраивала гос­тей на беззаботное веселье. Огромные окна, покрывающие плоскости двух стен, связывают ее с городской средой. Форма и декор окон, дверей, лестниц разнообразны. Резные рамы окон и дверных проемов из нату­рального дерева имеют извитую форму, они, как ветками причуд­ливых лиан, разрезают стекло окна или двери на сложные составляющие.

Ощущение изменчивости и подвижности вызывает лепное убранство потолка и стен, покры­тых орнаментом столь любимых модерном орхидей. Длинные, как бы свисающие с потолка на сте­ны цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра. Гостиная соединяется со столо­вой. Здесь иной образ. Гротовая штукатурка, потолочные балки, заканчивающиеся масками мифических божеств, подобные маски на панелях стен погружа­ют в сказочную страну.

С противоположной стороны холла - кабинет и будуар. Инте­рьер кабинета отличался строго­стью. Главный элемент отделки -  деревянные кессоны,располо­женные по периметру потолка. Геометрический орнамент потол­ка и паркета создавали деловой тон. Своеобразную разрядку вносила декоративная медная окантовка камина в виде маков -  символа опьянения и грез.

Будуар хозяйки. Здесь царст­во природы: витраж в виде кро­ны деревьев на окне, живопис­ный пейзаж над дверным про­емом, сама дверь с цветочным рисунком и зеркальным стеклом. Особенно выразителен лепной декор потолка - переплетающи­еся гибкие стебли орхидей обрамляют парящую по потолку женскую фигуру, окутанную тон­ким покровом в виде крыльев бабочки.

Входная дверь особняка в виде знака «Омега», напоминав­шего улыбку. Архитектуру в стиле модерн и называли «улыбающей­ся». В Самаре только А.У. Зеленко использовал этот прием.

Восхищенный взгляд останав­ливается на красивых по форме арках и въездных кованных ажурных воротах в виде стилизо­ванного изображения бабочки, изготовленных по рисунку А.У. Зеленко, являющихся велико­лепными образцами русского художественного металличес­кого искусства, поражающи­ми красотой и мастерством.

Дом был подключен к городскому водопроводу, имел воздушную систему отопления. В доме была канализация. Все комнаты освещались электриче­ством, имелся телефон.

Постройка дома закончилась в 1903 г. Он сразу украсил улицу своим фасадом с парадной две­рью, обрамленной зеркальным стеклом и завитками черного металла, с лепным изображени­ем изящной женской головки на фронтоне над парадным входом. По существующей версии это образ прекрасной хозяйки - Сан­дры Курлиной, известной необык­новенной обаятельностью, боль­шой любительницей музыки.

Курлины - фамилия купечес­кая и в Самаре хорошо извест­ная. Наиболее известным в Сама­ре был Александр Георгиевич Курлин - окончивший москов­ский университет, купец I гиль­дии, Потомственный почетный гражданин, член совета общест­ва взаимного кредита, председа­тель биржевого комитета, глас­ный городской думы, председа­тель попечительного совета ком­мерческого училища, попечитель общества слепых, детских при­ютов, член губернского попечи­тельного о тюрьмах комитета, товарищ председателя самарско­го фотографического общества.

В своих политических воззре­ниях - сторонник либерального движения. По инициативе самар­ского биржевого комитета в Самаре в 1902 г. открыто ком­мерческое училище. 10 января 1893 г. в Успенской церкви Алек­сандр обвенчался с Александ­рой, дочерью советника коммер­ции, Потомственного почетного гражданина, купца I гильдии Пав­ла Михайловича Журавлева.

Летом 1918 г. в доме размес­тилась белочешская контрраз­ведка. С 1929 по 1941 годы распо­лагался детский сад. С 1941 по 1943 г. здание занимало Посольство Королев­ства Швеции, эвакуированного в Куйбышев дипломатического корпуса.

В 1907 году в самом расцвете сил Курлин признан недееспо­собным. Александра Павловна Курлина стала опекуном мужа. Теперь она вела торговые дела, занималась благотворительнос­тью, состояла в губернском попе­чительстве детских приютов, в попечительном совете училища для слепых детей, оплачивала обучение и питание четырех уче­ников самарского коммерческо­го училища.

Александр Георгиевич Курлин скончался в возрасте 44 лет от паралича сердца 8 ноября 1914 года. Погребен на кладбище жен­ского Иверского монастыря. Официальной владелицей особ­няка, вошедшего в историю Сама­ры как «Дом Курлиной», стала Алек­сандра Павловна. После 1918 г. она уехала из Самары в Москву, и жила там последующие годы.

Решением Куйбышевского обли­сполкома за №617 от 19.11.1966 г. «Дому Курлиной» был определен статус исторического памятника.

В 1995 г. по указу Президента России «Усадьба Курлиных» - купеческая усадьба городского типа начала XX в. - получила ста­тус памятника исторического и культурного наследия федераль­ной значимости.

В усадьбе Курлиных - «Жемчужине самарского модер­на» после ремонта открыл двери «Музей Модерна».