Достопримечательности Самары

Самые интересные достопримечательности

Главная / Достопримечательности / Римско-католический Приход Пресвятого Сердца Иисуса

Римско-католический Приход Пресвятого Сердца Иисуса

Буквально вонзающиеся в небосвод красные изящные 47-метровые готические шпили католического костела - Храма Пресвятого Сердца Иисуса - известного как Поль­ский костёл, хорошо видны и в панораме улицы, и с Волги.

Приход Пресвятого Серд­ца Иисуса администра­тивно принадлежит Среднеповолжскому деканату Епархии Святого Климента с центром в Саратове. В приходе проводится катехизация, регулярно проводятся экуменичес­кие встречи «Тезе», существует библейский кружок, католичес­кая библиотека, выпускается приходская газета. Помещение храма нередко используется для проведения концертов духовной и классической музы­ки, открыто для экскурсий и индивидуального посещения. В настоящее время в алтаре нахо­дится фреска - копия картины Сальвадора Дали «Христос Свя­того Иоанна Креста»

С момента своего основания Самара влекла к себе предста­вителей самых разных народов и конфессий. По сравнению с культовыми сооружениями дру­гих вероисповеданий, история строительства католического храма в Самаре была очень долгой и полной неожиданных поворотов.

Когда Смоленск и вся Север­ная земля отошли к России, проживавшая там шляхта оста­лась без земли и содержания. Часть из них, служивших в гар­низонах Смоленска и Полоцка, приняли русское подданство и были отправлены в Уфимский уезд в крепости Новозакамской укрепленной линии, часть кото­рой относилась к самарским землям. Так появились первые поляки в Самаре.

Самара с первых лет своего создания являлась местом ссылки. Не миновали её и уча­стники польских восстаний. В Самаре многие из них участво­вали в административной и общественной жизни города.

К середине XIX века в городе была достаточно многочислен­ная католическая община. Один из самых влиятельных католи­ков города - купец 1-ой гильдии Егор Никитич Аннаев, мать кото­рого была наполовину немкой, а наполовину полькой,- поднял вопрос о постройке католичес­кого храма. Начали возводить здание. Но грянуло польское восстание 1863 года, и католи­кам в Самаре в праве построй­ки храма было отказано.

В 1887 г. полякам все же раз­решили построить костел на уча­стке земли, приобретенной общиной за собственные день­ги. Сначала был возведен молит­венный дом - деревянная куль­товая постройка, которая и сей­час находится за современным кирпичным зданием (архитектор Т.С. Хилинский). В ней проводи­лись службы, а на втором этаже жил священник. И только в 1906 году была проведена первая служба в новом самарском архитектурном шедевре. Совре­менный костел начал строиться в 1902 г. по проекту московско­го архитектора поляка Фомы Осиповича Богдановича. Над­зор за строительством осуще­ствлял самарский архитектор А.А. Щербачев, учившийся вмес­те с Богдановичем в Академии художеств. Самара не имела мастеров по готической клад­ке, и строили каменщики из Нижнего Нов­города. Храм  имеет форму креста, с поперечным трансептом, в три нефа. Фасад украшен пинаклями декоративными башенками. Архитекту­ра Храма является неоготичес­кой. Готика - это гимн вертика­лей. Устремленность вверх под­черкнута всеми членениями и деталями здания. Разнообразие архитектурных форм достигает­ся применением стрельчатых арок сложного сечения, верти­кальных и горизонтальных сече­ний стен из профилированного кирпича. Огромная площадь фасада превращена в кирпич­ное кружево. Игра света и тени видна на каждой грани деталей: свет, проникая в узкие, очень высокие окна, создает в интерь­ере таинственную атмосферу. В портале здания традиционный стрельчатый вход, украшенный резным орнаментом.

После окончания строительства поляки  преподнесли А.А. Щербачеву в знак благодар­ности огромное блюдо с дарст­венной надписью, которое ныне хранится в фондах Самарского областного музея краеведения. В костеле имелся выписан­ный из Австрии орган. Действо­вал костел до конца 1920-ых годов. В советское время в здании католической церкви размеща­лись детский театр, кинотеатр, театральный техникум, поль­ский клуб.

С 1938 г. до 1991 года в кос­теле размещался музей. Здание сохранилось в хорошем состоя­нии. Только были утрачены кре­сты со шпилей и орган.В 1991 г. храм вернули веру­ющим. Сейчас самарский като­лический костел является памятником архитектуры федерального значе­ния и охраняется государством.